Александр Михайлов:
"Фонд Евдокимова останется вне политики"
ПОЛИТИКА
Если
бы создавался список россиян, составляющих Золотой культурный Фонд
страны, Александр Михайлов занял бы в нем почетное место. Это актер
из когорты мастеров искусств, которых называют совестью нации. Вся
Россия обожает его киногероев — Васю Кузякина («Любовь и голуби»),
Павла Зубова («Мужики»), Павла Шорохова («Змеелов») — за настоящую
мужественность, трогательную любовь и высокую планку нравственности.
Михайлов интересно и красочно говорит об истории, которую анализирует
глубоко и основательно. Десять лет назад народный артист дебютировал
как певец, составив концертную программу из русских и казачьих песен,
с которой выступал в филиале Малого театра и гастролировал по стране.
А в этом году Александр Михайлов стал Президентом Фонда, носящего
имя его лучшего друга — артиста Михаила Евдокимова.
—
Александр Яковлевич, о Вашей аполитичности знает вся страна. Мало
кто ожидал, что Вы, человек, который этим летом разгонял на стадионе
в Верх-Обском и правых, и левых вместе со всей их атрибутикой, вступите
в какую бы то ни было партию…
— Вступление в партию — это мое личное дело, которое никак не связано
ни с Фондом, ни с именем Евдокимова. Как Президент Фонда я со всей
ответственностью заявляю, что мы не будем вмешивать политику в дела
Фонда. И среди его учредителей, и в его правлении есть люди, принадлежащие
к разным партиям, однако никто из них не собирается строить на имени
Евдокимова пиар-кампанию и никогда этого не делал, хотя некоторые
благодаря заслугам перед Фондом имеют на это моральное право.
Большое им спасибо за порядочность. Конечно, полностью отстраниться
от политики нам не удастся, но если я еще раз увижу на стадионе
в родном Мишином селе беспардонную рекламу какой бы то ни было партии,
сниму все собственными руками! И так же примусь разгонять всех пиарящихся,
как разгонял прошедшим летом.
—
Логично было бы предположить, что Михайлов пошел в партию, чтобы
получить материальную поддержку Фонда…
— Еще раз повторю: вступление в партию — это мое личное дело, не
имеющее к Фонду никакого отношения. Я думал вообще всю жизнь пройти
вне каких-то партийных организаций. Да, был в комсомоле. Потом даже,
уже с седыми висками, вступил в компартию. Это было нечто вроде
эксперимента. Вступил и буквально через год вышел, потому что увидел,
что это довольно деспотичная в основе своей организация. После перестройки
у нас появилась многопартийная система на демократической основе,
и вот эта-то основа мне очень не нравилась. Кто-то правильно заметил:
революцию делают романтики, а потом власть в свои руки берут подлецы.
Я очень тяжело пережил революцию 91-го года, и просто трагедией
для меня были события 93-го года, расстрел Белого дома. Это моя
личная позиция, я никого не призываю думать так же. Но с демократами
мне определенно не по пути, поэтому большой проблемы выбора передо
мной не стояло.
—
Однако по стране прошли публикации, в которых Вы, рассказывая о
преимуществах партии, апеллируете к имени Евдокимова…
— Пусть эти публикации останутся на совести тех, кто отвечает за
их написание и размещение. Не считаю нужным оправдываться. Я лишний
раз убедился в том, что не нужно давать интервью — тогда ни у кого
не будет возможности исказить сказанное.
—
И тем не менее, почему актер Михайлов пошел в политику?
— Сложно ответить в двух словах на этот вопрос. Я неравнодушно отношусь
к нашей истории. В 1917-ом году к власти пришла кучка мерзавцев,
которые раздробили Россию, разорвали ее, поделили на белых и красных,
и пошел брат на брата, и предал сын отца своего… И мы потеряли с
точки зрения геометрической прогрессии 300 миллионов россиян. Если
Менделеев в начале прошлого века сказал, что в России к 2000 году
должно быть 475 миллионов, у нас сегодня— только 140. И какой цвет
был вырезан — духовенство, аристократия, дворянство, офицерство.
Столько крови было пролито, и к власти пришли, как сказал Булгаков,
Швондеры и Шариковы. И до сих пор шлейф Швондеров и Шариковых тянется
из прошлого… Их воочию видно во многих проявлениях — и в верхах,
и в низах. Россия — жертвенная страна, ни один народ не принес в
жертву столько потрясающих, достойных людей, сколько Россия. Но
к прошлому я стараюсь относиться философски: плевать в него и унижать
его я не имею права. Есть такой постулат: кто выстрелит в прошлое
из ружья, в того будущее выстрелит из пушки. Я не хочу быть расстрельщиком.
История просто есть, это уже произошло с Россией. Главное сегодня
— не наступать на грабли прошлого. Но опять наступаем — и в 91-ом,
и в 93-ем. Опять нам навязывают демократическую идеологию, которая
взбудоражила массы, как в начале прошлого века. Ведь Ленин тоже
принес в Россию демократические ценности — землю крестьянам, фабрики
рабочим, свободу слова — и все твердил «дам, дам». А в итоге всю
эту «демократию» свернули, закрутили гайки и пошла-полилась российская
православная кровушка. Мой выбор связан с желанием остановить эти
реки, хотя я понимаю, что не все в моей власти.
ИСКУССТВО
—
Давайте оставим политику в стороне. Александр Яковлевич, откуда
у вас такое трепетное отношение к русской и казачьей песне?
— Я из старообрядцев, у меня казачьи корни. И грандиозная любовь
к русской народной культуре и песне у меня от мамы. Когда звучит
казачья песня, я дрожу от радости и счастья прикосновения к ней,
так было с самого детства. У мамы был идеальный слух, вечерами она
брала в руки балалаечку, быстро ее настраивала и начинала петь —
и хорошо на душе становилось до слез. Я плачу, она плачет… Мамину
балалаечку, которой сейчас уже лет 60, я храню до сих пор. Помню,
у нее частушка была любимая:
«Ох, горькая я, зачем на свет родилась, была бы я стеклянная — упала
б и разбилась».
У меня много любимых казачьих песен, особенно мне нравится «Не для
меня». Можно уже два диска выпустить — столько накопилось материала.
Печально, но сейчас эта певческая культура вырубается. И когда демократы
начинают верещать о каких-то кокошниках, это вызывает у меня только
отторжение. Про лидера ЛДПР и говорить не хочу. Просто безумие —
политики, которые без слуха — без голоса пляшут и поют. Это пиарство,
дешевый театр, чистый популизм без капли органики. Кроме глотки
и набора слов там ничего нет — ни идей, ни здравого смысла.
—
И их выступления, как ни странно, показывают на ТВ. Зато Вас, выдающегося
актера, там не увидишь…
— Ничего странного. Опыт, который принесла мне профессия, я хочу
сохранить, не разменивать на что-то, недостойное внимания. По отношению
к своим зрителям и по отношению к землякам-сибирякам, жителям Забайкалья,
я стараюсь быть и остаюсь честен. Я не уронил себя, потому что не
снимаюсь ни в рекламе, ни в бандитских боевиках, где горы трупов
и море крови. Предложений много, но не омывать руки в крови — моя
принципиальная позиция. Не деньги главное, а совесть. Мне тех 50
фильмов, в которых я снялся, достаточно, чтобы честно смотреть людям
в глаза. Продать себя за 15–20 тысяч долларов, сказав за 15 минут
три фразы и снявшись хоть в трусах, хоть в смокинге, я не могу.
Сказав эти фразы, я предам какую-нибудь забайкальскую тетю Нюру,
которая соседке всегда говорит: «А вот Сашке Михайлову я верю, он
зла-то не делал». А предав тетю Нюру, я предам себя. А себя я не
хочу предавать, для меня самое главное — честь и достоинство.
—
Почему, на ваш взгляд, в России мало снимают фильмов, которые трогали
бы душу?
— Дело не только в кино, проблема гораздо серьезнее. Сегодня время
безобразное, без образа. Нам диктуют однополую любовь, поклонение
Золотому тельцу, Содом и Гоморру. Появились космические корабли,
сотовая связь, всемирная паутина. Но суть человеческая от этого
не меняется. И по сути человек или стыдлив, или нет. А стыд — это
божественный камертон. В Европе, например, люди уже утеряли способность
краснеть. А вот в России еще умеют смущаться. Говорят, мол, русские
— озлобленная нация, а приезжаешь в глубинку и видишь старика, который
необразован, но мудр. Он рассуждает о том, что недоступно профессуре,
стряхивающей пыль с книг. Недоступно продюсерам, чьи мысли — только
о прибыли, которую принесет фильм или телешоу. Люди в глубинке общаются
с природой, а природа — это основа основ, это и есть образ. И каждый
человек — образ, главное — какому богу ты молишься. В России есть
по-настоящему интеллигентные люди. Но вот это-то и стараются вытравить.
—
Чувствуется, что для Вас это больная тема…
— Это действительно так. Для меня русский мужик — святой мужик.
Как его бьют, как унижают! И в царское время, и в советское, и сегодня.
Россия — аграрная страна, а у нас за 11 перестроечных лет уничтожено
20 000 деревень. У Николая Мельникова есть замечательное стихотворение:
«Поставьте памятник деревне на Красной площади в Москве…» Национальную
культуру России пытаются выкосить под корень. Вот об этом болит
моя душа.
—
Можно ли, на ваш взгляд, остановить вымирание русской деревни?
— И можно, и нужно! Ведь русский мужик хочет работать — я это точно
знаю, потому что много бываю в глубинке. А его обдирают как липку,
спаивают, бросают на произвол судьбы. Стабфонд концентрирует невероятные
деньги, но работает он на иностранные банки. Потратить эти деньги
на повышение зарплат рабочим и интеллигенции, на возрождение производства
и деревни, на достойные пенсии старикам боятся: мол, тогда эти деньги
обесценятся. Да ничего подобного! Если вкладывать их в производство,
они никогда не обесценятся! Наоборот, заработают на экономику.
ЕВДОКИМОВ
—
Почему Вы возглавили Фонд имени Евдокимова?
— По зову совести и сердца. Михаила нет с нами уже два года. Мы,
друзья, делаем все от нас зависящее, чтобы не только сохранить память
о нем, но и продолжить его дело. В этом году мы провели в родном
селе Евдокимова на Алтае культурно-спортивный праздник — эту традицию
заложил Миша.
Кубок в этом году собрал 27 волейбольных, 17 футбольных юношеских,
3 футбольных женских команды. Когда видишь красивую загорелую молодежь
со светлыми лицами и ясными глазами, душа радуется. Юные спортсмены
приезжают в Верх-Обское словно на исповедь перед Михаилом Сергеевичем,
поэтому им не нужно говорить лишних слов о нравственности и духовности.
Как и при жизни Михаила, Кубок и в этом году стал для всех настоящим
праздником…
—
Евдокимова очень не хватает всем россиянам. Кажется, что вместе
с ним с эстрады ушла искренность и доброта…
— Сегодня эстрадный юмор — пошлый, ниже пояса. А Миша никогда не
позволял себе выходить за рамки нравственности. Все его миниатюры
— фантастически красивые, пронзительные. Там всегда боль, всегда
русский мужик. Может быть, излишне звучит тема алкоголя, но это
уж наша национальная слабость и беда. Но главное в них — любовь.
Огромная, нежнейшая любовь к настоящему мужику. И юмор — многослойный,
многопластовый, прозрачный, светлый. Его чувствуешь, он словно осязаемый…
—
Чем Фонд имени Евдокимова занимается сейчас?
— Подготовкой юбилейного концерта: в этом году Михаилу Сергеевичу
исполнилось бы 50 лет… Потом, Михаил мечтал начать проводить в рамках
Кубка зимние хоккейные игры, и Фонд воплотит эту его мечту в жизнь.
Я уже провел переговоры с администрацией села Верх-Обское, люди
охотно откликнулись и готовы работать. Есть идея оборудовать в родном
Мишином селе Певческое поле, чтобы русская песня лилась там вольно
и объединяла всех. Миша этого очень хотел, и мне нравится эта идея.
Рядом с Верх-Обским есть потрясающий склон с березовой рощей, просто
фантастические места. Вот там и хотел он поставить скамейки амфитеатром
и сделать купол, чтобы амфитеатр вмещал несколько сот человек. И
чтобы там люди собирались и пели песни. Настоящие русские песни.
А в песне заложено мощное объединяющее начало — на генетическом,
подсознательном уровне. К тому же в Верх-Обском уникальное, божественное
место — сливаются Бия и Катунь, берет начало Обь, и энергетика просто
целебная!
В планах Фонда — построить в Верх-Обском церковь, это тоже была
Мишина мечта. Мы хотим превратить село в нравственный центр противостояния
игорной зоне, которая будет оборудована в 40 км — рядом со знаменитой
курортной Белокурихой. Это для края будет трагедия: поклонение золотому
тельцу, разврат. А хотите отдохнуть душою — сверните с трассы, поезжайте
к Мише Евдокимову…
Светлана Скаредова
8.10.2007 г.
|