Портрет
в стиле PR
Сегодня в условиях высококонкурентных рынков, когда качество товара
или услуги не всегда является главной причиной популярности, когда
мы все чаще окружаем себя брендами, а не товарами, положительный
имидж компании и ее позитивное восприятие потребителями становятся
одними из важнейших секретов успеха. А значит, на первый план выходят
специалисты, призванные укрепить деловую репутацию и создать положительный
образ компании, - РR-специалисты.
Создающие образ
Ирина
Цынерт уверена, что идеальный РR-специалист должен быть креативным,
коммуникабельным и уметь писать тексты в разных форматах, а не только
пресс-релизы.
Функции
РR-специалиста в компании сегодня не ограничиваются написанием пресс-релизов
и подготовкой комментариев для различных изданий. Гораздо важнее
именно создание положительного образа для различных целевых аудиторий,
то есть не только для СМИ, но и клиентов, инвесторов и даже конкурентов.
"В составе пресс-центра Муниципального банка - три сотрудника,
включая руководителя, - рассказывает руководитель пресс-службы Новосибирского
Муниципального банка Галина Коханова. - Наша работа не ограничивается
подготовкой и распространением пресс-релизов, организацией интервью,
получением комментариев руководителей и специалистов банка для представителей
СМИ. Также на постоянной основе мы осуществляем мониторинг СМИ по
банковской тематике и мониторинг деловой репутации банка и аффилированных
с ним лиц в СМИ, разрабатываем и реализуем рекламно-имиджевые проекты
и программы, выпускаем корпоративное издание и делаем многое другое".
Такой
набор функций не всегда является универсальным, потому что в зависимости
от внутренней политики и задач, которые ставит перед собой компания,
то или иное направление становится ведущим. "В нашей компании
существует специальное подразделение, которое осуществляет связи
с общественностью, - отмечает директор по маркетингу компании "Новотелеком"
Александр Ларьяновский. - Но в отличие от большинства компаний у
нас меньшая часть работы нацелена на PR через СМИ, основная работа
идет через прямые контакты с аудиторией в Интернете. Соотношение
примерно 80: 20. 80% - прямая работа, 20% - работа через СМИ. Поэтому
для работы с аудиторией у нас есть специальное подразделение, где
трудится дюжина сотрудников, а классический РR-менеджер по работе
со СМИ всего один".
PR на аутсорсинге
Некоторые
компании, считая содержание штата РR-специалистов непозволительной
роскошью и пустой тратой денег, предпочитают отдавать это направление
на outsource, то есть пользоваться услугами РR-агентств. Другие
придерживаются мнения, что любое РR-агентство не заменит внутреннего
специалиста. "Человек, который занимается управлением коммуникациями,
нужен компании, поскольку он видит ее изнутри, - рассуждает заместитель
директора по развитию РR-агентства Positive Relations Наталья Паули,
- поэтому может оперативно реагировать на любые изменения среды
- как внутри компании, так и снаружи. Такое "проникновение"
в особенности компании помогает предпринимать нужные и своевременные
шаги при выстраивании РR-политики организации. Кроме того, у РR-специалиста,
как правило, хорошо налажен диалог с руководством компании и с другими
сотрудниками, что важно и для профессиональной работы РR-агентства".
Не стоит забывать и о внутреннем PR, систему которого невозможно
создать с помощью внешней компании. Именно в сотрудничестве с отделом
персонала РR-менеджер разрабатывает систему внутренних коммуникаций,
что способствует формированию корпоративной культуры и повышению
уровня лояльности сотрудников к компании.
Зачастую
даже при наличии внутренних РR-специалистов компании сотрудничают
с РR-агентствами. И причин этому множество. "Наша компания
пользуется услугами РR-агентств, - рассказывает РR-менеджер ООО
"ТД "Россита" Ирина Цынерт. - Как правило, при проведении
акций агентство занимается работой со СМИ, это связанно с тем, что
подобная деятельность требует большого временного ресурса одномоментно,
а в это время менеджер занимается организацией и проведением самой
акции. Мы постоянно на связи, сразу реагируем на изменения или запросы
журналистов. В данном случае агентство выполняет роль администратора,
оно не разрабатывает концепцию, не продуцирует информационный повод,
его главная роль - привлечь журналистов и ненавязчиво "держать
руку на пульсе".
Среди
других причин такого сотрудничества можно выделить большее количество
ресурсов для воплощения проекта и обширные связи, налаженные в ходе
длительной работы РR-агентства. "РR-агентство имеет больше
ресурсов для реализации крупных проектов, такие как базы данных,
контакты со СМИ других регионов, - анализирует Наталья Паули, -
а также опыт работы на разных рынках, поскольку компании-клиенты
представляют различные сферы деятельности. Также агентство имеет
обширные связи, поэтому может оперативно подготовить проект - провести
пресс-конференцию, организовать презентацию и т. п. При этом агентство
берет на себя как организационную работу (подбор площадки, оборудования,
приглашение участников), так и РR-составляющую проекта".
Еще
одной услугой, предлагаемой РR-агентствами, являются разработка
или корректировка РR-стратегии или программы антикризисного РR-реагирования
и оказание независимой экспертной оценки РR-политики, реализуемой
компанией. Поэтому зачастую агентства привлекаются в качестве независимого
эксперта, способного взглянуть со стороны на деятельность компании
в направлении связей с общественностью.
Критерии качества
Учитывая
широкий спектр выполняемых задач, в процессе отбора кандидатов на
позицию специалиста по связям с общественностью в качестве определяемых
факторов рассматриваются образование и личные качества. Причем в
зависимости от уровня и профиля компании ее требования могут быть
различны. "Квалификационные требования к сотруднику пресс-службы
в банке диктуются спецификой как самой специальности, так и кредитной
организации, - отмечает Галина Коханова. - Высшее образование по
специальности; наличие опыта работы, знаний в области экономики
и финансов, банковского маркетинга, менеджмента, рынка банковских
услуг, рекламного рынка, технические навыки. Крайне важны такие
личностные качества, как ответственность, высокая работоспособность,
креативность, коммуникабельность, способность и готовность к обучению.
Поскольку каждая кредитная организация, как и каждый РR-отдел, несмотря
на сходство решаемых задач, имеют свою специфику, любой специалист,
даже с опытом работы в области PR, приходя в банк, должен пройти
определенную адаптацию".
Но
вопрос о высшем профильном образовании для РR-специалистов до сих
пор остается открытым. Сегодня факультеты и специальности "связи
с общественностью" уже не редкость для новосибирских вузов,
но о качестве такого образования судить пока рано. Если некоторые
представители университетов и институтов заявляют о том, что отделения
PR открываются только из-за якобы высокого спроса и модного названия,
то здесь уже есть о чем задуматься. Предложение налицо, дело остается
за малым - профессионализмом. А пока среди узкого круга новосибирских
РR-специалистов бытует мнение о том, что лучшие пиарщики - это журналисты.
Немало
споров вызывает и вопрос о необходимом опыте работы для кандидата
на позицию РR-менеджер. Кто-то предпочитает начинать это направление
с нуля, другие полагаются на опыт профессионала. Но в нашем городе
наметилась тенденция нанимать именно опытных специалистов со стороны.
А значит, меньше организаций предпочитает взращивать своих пиарщиков,
потому что учиться на ошибках пока что очень дорого для новосибирских
компаний.
Идеальный
специалист по связям с общественностью должен быть не только
образованным и иметь за плечами опыт работы, но должен обладать
определенными личностными характеристиками, которые в свою очередь
во многом схожи с требованиями для любого менеджера. "Идеальный
РR-специалист должен обладать следующими качествами: креативностью,
умением обрабатывать большой массив информации, - уверена Ирина
Цынерт, - иметь навык написания текстов, причем в разных форматах,
а не только пресс-релизов, безусловно, коммуникабельностью, кроме
этого, должен быть способен работать в команде, быть инициативным
и самостоятельным".
Но
самым главным качеством или даже умением, безусловно, является способность
чувствовать свою аудиторию, реагировать на малейшие изменения ее
потребностей и говорить с ней на одном языке. "Качества, необходимые
для РR-специалиста, зависят от задач компании и ее аудитории, -
рассуждает Александр Ларьяновский. - Этот человек должен знать свою
аудиторию наизусть, знать, чего она хочет сейчас и чего захочет
завтра. Остальные навыки зависят от целей. Если главная аудитория,
например, орган власти, то надо уметь правильно отчитываться о значимости
и грамотном проведении курса партии и правительства. А в каких-то
случаях, например, на остроконкурентном рынке, главное - уметь очень
быстро реагировать на изменения ситуации".
Екатерина
Шищенко
"Континент Сибирь"
|