Владимир Конкин
У
каждого из нас - в детстве, в юности ли - был свой кумир. У ребят
– великий полководец, космонавт, олимпийский чемпион или боец невидимых
сражений - разведчик. У девчонок - знаменитый певец, красавец-актер
или книжный герой.
Эта
страсть не миновала и меня. С одной поправкой: моим кумиром в одном
лице стал и персонаж литературного произведения, и его непосредственное
воплощение на экране, и сам реальный человек, создавший этот образ,
невероятно точно совпавший с книжным.
ПАВКА КОРЧАГИН
Человек
из легенды, он стал для меня критерием мужества и стойкости, честности,
глубокого патриотизма и самоотверженного служения идее. Этот образ
стал той недосягаемой планкой, к которой несмотря ни на что хотелось
стремиться, и тем примером, на который можно было смело равняться.
И в поступках, и в мыслях.
Прошло каких-нибудь тридцать лет...
И встреча с кумиром состоялась.
Место встречи изменить...
Евгений Мохначев. "Московская правда", 11.12.2006
Говорят, случайностей не бывает. Станиславский воскликнул бы: “Верю!”.
То же подсказывает и собственный опыт: не бывает.
Их творческие пути не пересекались уже четверть века - ровно столько
прошло с момента последней совместной работы в кино. И все же им
суждено было встретиться. Не случайно и не на съемочной площадке.
Но
место встречи не было дано предугадать никому из них.
В канун новогодних праздников Петровская Ассамблея XXI века по традиции
чествовала лучших российских управленцев и политиков, выдающихся
ученых и деятелей культуры, космонавтов, спортсменов. В этот непривычно
теплый декабрьский вечер актер Владимир Конкин и кинорежиссер Станислав
Говорухин оказались в славной команде петровских кавалеров. На ассамблее
выдающимся российским кинематографистам были вручены ордена, которые
носят имя первого российского императора Петра Великого
Рождение
Актера
Тогда,
в середине 70-х, еще начинающему актеру Володе Конкину широкую известность
и официальное признание принесла первая же его экранная работа.
За роль Павла Корчагина в многосерийном телефильме “Как закалялась
сталь” он был удостоен премии Ленинского комсомола и звания “Заслуженный
артист Украинской ССР”. Писатель Островский сумел создать в своем
романе, а актер Конкин на экране - идеальный образ, такой близкий
и понятный современникам. А романтичный, интеллигентный герой был
так необходим молодому поколению тех лет. Думаю и ровесникам третьего
тысячелетия подобный пример мужества, верности, чести и глубокого
патриотизма не станет лишним, ведь образец для подражания нужен
был человеку всегда.
В
свои двадцать с небольшим Владимир Конкин в полной мере познает
тяжелое бремя славы. Устоять перед ее сверкающим сиянием всего труднее,
но он с честью пройдет и медные трубы. Тысячи писем, толпы поклонниц
и море искушений не сломают нашего героя. На волне ошеломляющей
популярности у актера всегда есть опасность “уйти в тираж” и множество
режиссеров были готовы эксплуатировать проходящий на ура типаж.
И хотя актер часто отказывается от предложений, хороший сценарий
находит его всегда. До встречи с Мастером ему предстоит создать
еще немало запоминающихся образов – младший Никитин в "Романсе
о влюбленных", поручик Извольский в "Марине", Аркадий
Кирсанов в фильме “Отцы и дети”, Дмитрий Оленин в "Кавказской
повести", подпоручик Костя в телесериале "Волны Черного
моря". А яркая роль лейтенанта Суслина в драме Леонида Быкова
“Аты-баты, шли солдаты” станет очередной крупной творческой удачей,
его же герой – продолжением героического Павки.
Пройдет
каких-нибудь пару лет, и творческие пути их неминуемо пересекутся.
Судьба назначит им место встречи в той точке кинематографического
пространства, где и Актер, и Мастер, суммировав приобретенные за
годы профессионализм и творческий потенциал, создадут легендарный
советский бестселлер. Став суперпопулярным, фильм “Место встречи
изменить нельзя” закономерно войдет в золотой фонд российской культуры,
а роль Шарапова принесет Владимиру Конкину очередной взлет популярности
и истинно народную любовь.
Мне,
его ровеснику, и Корчагин, и Шарапов, и Суслин – дороги одинаково.
Впрочем, как и Федулов из "Сармата" – честный, порядочный
следователь, настоящий “сыскарь”. Актер и сам признается, что для
него это тот же Шарапов, только спустя 25 лет. Что ж, Шараповы тоже
взрослеют. Но это - все та же, высокая планка Корчагина, ниже которой
он опускаться не имеет права.
Лауреат
премии Островского, народный артист России Владимир Конкин и сегодня
продолжает радовать поклонников своими новыми работами. В кино -
это картины "В круге первом" (Веренев), "Завещание
Ленина" (Амелин), "На реке Девице" (Белых). На сцене
– профессор Преображенский в "Собачьем сердце", король
Генри в спектакле “Лев Зимой", полковник Мелкетт в "Темной
истории" и Курносий в пьесе "С приехалом" по Шукшину.
Своей жизнью в профессии Конкин доказывал не раз, что актерский
диапазон может быть поистине неограниченным. Шутка ли - полсотни
ролей в кино и столько же - на театральной сцене. А постоянные гастроли
с антрепризой по стране и за рубежом?
В
преддверии Нового года на 11–ой Петровской Ассамблее Владимиру Алексеевичу
Конкину была торжественно вручена высокая национальная награда -
Орден “Почетный знак Петра Великого”, который присужден выдающемуся
актеру постановлением независимой общественной комиссии за значительный
личный вклад в развитие культуры России. Эта награда отражает общественное
признание, символизирует высшую оценку гражданского общества и присуждается
за значительные заслуги перед Отечеством, способствующие славе,
величию и процветанию России.
Признавая
за собой право на непринужденное светское общение, традиционное
для ассамблей, мы беседуем, почти не замечая волшебных звуков полонеза,
возвещающих о начале петровского бала.
-
Чем же эта награда дорога Конкину как актеру и каково его личное
отношение к фигуре выдающегося государственного управленца?
-
Я счастлив, что Петр I и меня пригласил в это лоно, что я тоже один
из “птенцов гнезда Петрова”. Звание кавалера ордена более чем почетно.
И то, что комиссия проголосовала за мою кандидатуру единогласно,
для меня очень важно. Когда мои скромные дела в театре и кино оценены
столь высоко - это как рукопожатие от Петра. Великий реформатор
все делал жирными, рубенсовскими красками, тратя палитру своего
сердца, отдавая частицу себя. Он дал возможность своим “птенцам”
учиться, для чего посылал их в Европу и ездил сам, подавая пример
достоинства и жажды знаний. Петр Великий узаконил главное: “Давайте
работать, давайте поднимать и возвеличивать Россию”. Сегодня в стране
нашей происходят великие события. Россия возрождается. И никакой
ворон не заклюет нас, потому как мы держимся вместе. И каким бы
родом деятельности мы не занимались – общественной, политической,
культурной ли - мы начинаем слышать друг друга. И сердце радуется,
что есть в моем Отечестве люди, которые объединили свой дух, знания
и возродили Петровские ассамблеи.
Встреча с Мастером
Он один из немногих, чью деятельность невозможно
определить одним словом или профессией. Актер, режиссер, сценарист,
писатель, художник, депутат - в одном лице. В общем, человек-оркестр.
Станислав Сергеевич - по рождению пермяк. Крепкую мужскую закваску
и невероятную работоспособность он унаследовал от своего отца, ведь
тот был потомственным донским казаком. В 1958 году после окончания
Казанского государственного университета работал геологом и журналистом.
А уже в середине шестидесятых, с отличием окончив режиссёрский факультет
ВГИКа, шлифовал свое искусство сначала на Одесской киностудии, а
затем на "Мосфильме".
Это потом у Говорухина начнутся “Приключения Тома Сойера” и “Дети
капитана Гранта”, из-под руки художника выйдут “Десять негритят”
и “Ворошиловский стрелок”. Но в то время, пока Актер создает одну
звездную роль за другой, Мастер делает свои первые шаги-шедевры
в режиссуре – “Вертикаль”, “День ангела”, “Белый взрыв”, “Жизнь
и удивительные приключения Робинзона Крузо”. Позднее он и сам начнет
сниматься - зритель узнает его по фильмам "Асса", "Орел
и решка", “Возвращение Баттерфляй”, "Сукины дети"
и по самой кассовой картине последних лет - “9 рота”. Два десятка
актерских работ, но все опасные трюки он работает без дублеров.
А еще Станислав Сергеевич напишет 3 книги и 14 сценариев, среди
которых такие как "Пираты XX века", "Тайны мадам
Вонг" и "Вторжение", а в соавторстве еще - и "Подмосковные
вечера", "Черная вуаль", "Русский бунт".
Говорухин
хорошо известен своей активной гражданской позицией – широкий общественный
резонанс вызвала зовущая к покаянию и очищающая душу документально-публицистическая
трилогия: "Великая криминальная революция", "Россия,
которую мы потеряли" и фильм-лозунг "Так жить нельзя!",
удостоенный премии "Ника" за лучший фильм 1990 года. Выдающийся
кинодраматург снял 11 художественных фильмов и 4 публицистических.
Свидетельством его яркой индивидуальности, многогранного таланта
и виртуозного владения профессией являются и недавние его картины
"Благословите женщину" и "Не хлебом единым”. Когда
приходит Мастер, начинается волшебное, фантастическое действо под
названием “Кино”. Настоящее, наше, российское!
К моменту их первой встречи каждый уже имел за плечами богатый кинематографический
опыт и солидный багаж реализованных кинопроектов. Но провидению
было угодно, чтобы Актер и Мастер все же встретились на одной съемочной
площадке.
Судьба
свела их в 1979 году, чтобы создать светлое, доброе, честное и гениальное
кино. Для работы над картиной “Место встречи изменить нельзя” Станислав
Сергеевич собрал целое созвездие наших замечательных актеров: Сергей
Юрский и Евгений Евстигнеев, Виктор Павлов и Наталья Фатеева, Армен
Джигарханян и Зиновий Гердт, Леонид Куравлев и Валерия Заклунная,
Александр Белявский и Александр Абдулов, Лариса Удовиченко и Иван
Бортник. Безусловно, в успехе картины – частичка души каждого из
них.
Представить на их месте других актеров сегодня уже невозможно. И все же создатели
легендарных и незабываемых персонажей, два Владимира - Конкин и
Высоцкий уверенно держали в своих руках первые скрипки.
Когда
Станислав Сергеевич говорит, что мы часто стали оглядываться на
Запад, перенимать чужие традиции, культуру, я полностью с ним солидарен.
Действительно, не пора ли нам начать жить своей жизнью, чтить свою
историю, возрождать и преумножать свои, исконно русские традиции,
поднимать и возвеличивать Россию. Перед лицом приближающейся нравственной
национальной катастрофы мы возвращаемся к истокам духовности и культуры.
Пришло время “собирать камни”.
Если не мы, то кто?
|