Е. Мохначев. Из публикации в газете "Московская правда". 30.12.2006
На широкой ковровой дорожке его встречали не представители
дирекции и жюри кинофестиваля, а придворные дамы в шелках и кринолинах,
“пятнадцатилетние капитаны” и бравая команда матросов первого петровского
фрегата.
Сквозь стройные ряды гвардейцев-преображенцев под залпы морских
орудий и победные звуки фанфар на ослепленную прожекторами палубу
флагмана российского флота, где на грот-мачте развевался народный
Андреевский флаг, поднялся высокий и статный мужчина. Строгий темный
костюм, черная бабочка и ослепительно белая рубашка подчеркивали
его стройную фигуру. Красивое лицо обрамляла седоватая бородка,
взгляд выражал спокойную уверенность...
Ему
есть что вспомнить. В свои восемнадцать его страстью было море -
бороздил соленый Тихий океан, Охотское, Японское и Берингово. Моряк
- профессия особая. И небезопасная - работа без дублеров. Случай
круто перевернул его жизнь: катастрофа в Охотском море и чудесное
спасение. После списания на берег, еще до того как стать артистом,
освоил еще несколько “сухопутных” профессий. О таких людях, как
Александр Михайлов, говорят: “хранители духовной чистоты нашего
народа”. А чистых душой людей судьба всегда тщательно проверяет
“на прочность”. Может быть, именно тогда, в морских испытаниях и
закалился характер настоящего мужчины, крепкого телом и душой, образ
которого мы сегодня видим в его ролях.
Актер
Михайлов больше ассоциируется с образом современника. Надежный,
решительный, бесстрашный. И - человек огромной внутренней силы.
Словом - “наш человек”! Сразу вспоминаются две знаковые роли: Павел
Шорохов в “Змеелове” и Павел Зубов в фильме ”Мужики”, которые принесли
ему невероятную популярность и общественное признание. За каждую
из них он был признан лучшим актером года, а за последнюю роль удостоен
Государственной премии РСФСР.
Народный
артист России Александр Михайлов - лауреат премии Ленинского комсомола,
обладатель многочисленных наград, в том числе, призов кинофестивалей
в Гатчине и во Владивостоке. Приз кинофестиваля "Золотой Витязь"
актер получил за исполнение лучшей мужской роли в фильме "Очарованный
странник". Это одна из самых его любимых работ, хотя на съемках
картины его подстерегало очередное испытание, обернувшееся переломом
двух ребер – как и в море, он работал без дублеров. “В процессе
съемок, - вспоминает Александр Яковлевич, - мы пережили множество
драматических ситуаций и думали, что картина уже никогда не выйдет
- столько было сопротивлений”. Зато с особенным теплом рассказывает
о кинофильме “Любовь и голуби” – об атмосфере съемок, встречах с
коллегами. “Я очень сожалею, - продолжает актер, - что эти фильмы,
как и русская корневая основа в искусстве, уничтожаются сегодня.
Разрушать легче, чем создавать. Ведь когда дерево лишают корней,
оно гибнет. Ради чего человек живет 2,5 минуты галактического времени?
Ради того, чтобы создавать. И созерцать созданное”. Лучше не скажешь.
Яркая
индивидуальность, неисчерпаемый творческий потенциал, поразительный
актерский диапазон и высокое исполнительское мастерство – те качества,
которые помогают актеру профессионально точно выстроить роль. Хотя
само участие Михайлова - уже гарантия успеха любой картины. Его
герои – смелые, решительные и честные люди. И в каждом из них –
частичка его самого, оттенки, присущие только ему. Зрителю хорошо
известны такие фильмы как “Белый снег России”, “Одиноким предоставляется
общежитие”, ”Риск - благородное дело”, “Следствие ведут знатоки”,
“Вербовщик”, “Через тернии к звездам”, ”Похищение ”Савойи”. А небольшая,
но такая яркая роль в фильме Станислава Говорухина "Благословите
женщину"? И опять - в десятку!
Надо
сказать, Александр Яковлевич часто отказывается сниматься – сценарии
насыщены убийствами, насилием, сексом, наркотиками. Не играет и
в бандитских сериалах. Но фильмы с его участием хочется смотреть
снова и снова. Жаль, что такое кино сегодня практически не снимают.
Среди
его крупных творческих удач на театральной сцене – такие сложные
по глубине и многогранные образы как князь Мышкин, Раскольников,
Вершинин, доктор Астров, Дорн и другие. А еще – участие в антрепризе.
И к каждой роли – серьезный, вдумчивый подход. Приступая к работе
над образом Благоверного Государя Иоанна Грозного, актер изучил
все исторические архивы того смутного времени. Это изменило привычное
представление об этом царе как о кровожадном злодее. “Царь Иоанн
был яркой, выдающейся личностью, - убежден Александр Яковлевич,
- великий воевода земли русской, первый помазанник Божий, первый
царь, который совершил огромное количество реформ и создал мощнейшее
государство”. И нам дано знать, что народ, не помнящий своего прошлого,
не имеет и будущего.